Информационная справка

о Международном форуме «Развитие библиотечного образования.

Актуальные проблемы подготовки специалистов среднего звена»,

21 – 23 ноября 2018, БПОУ «ОмКБИТ», Омск

 

21-23 ноября 2018 г. в бюджетном профессиональном образовательном учреждении Омской области «Омский колледж библиотечно-информационных технологий» при поддержке Министерства культуры Омской области, состоялся Международный форум «Развитие библиотечного образования. Актуальные проблемы подготовки специалистов среднего звена».

К работе Форума был проявлен огромный интерес, свое желание участвовать в мероприятии заявили представители из 18 регионов РФ, Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Ярославль, Владимир, Благовещенск, Ульяновск, Астрахань, Уфа, Белгород, Кызыл, Иркутск, Минусинск, Челябинск, Томск, Курск, Канск, Тюмень и стран ближнего зарубежья, Республика Беларусь, Казахстан, представители Донецкой и Луганской областей.

В работе Форума, на различных площадках, приняли участие около 150 человек, директора, заместители директоров, преподаватели, методисты образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования библиотечного профиля, студенты, представители работодателей, руководители и специалисты библиотек.

Формат работы Форума включал очное, заочное и on-line участие. В Омск приехали для очного участия в мероприятии представители Астрахани, Кызыла, Томска и Астаны.

Международный форум стал для участников действенной площадкой для обмена опытом, обсуждения актуальных проблем, связанных с сохранением, развитием и совершенствованием библиотечного образования в РФ, взаимодействием всех звеньев системы подготовки библиотечных специалистов, обсуждения вопросов, связанных с практикой реализации ФГОС по специальности «Библиотековедение», в том числе был представлен зарубежный опыт, рассмотрены вопросы взаимодействия образовательных организаций и работодателей, проблемы внедрения профессионального стандарта, нового ФГОС, вопросы о необходимости повышения социального статуса библиотечной профессии, необходимости совершенствования непрерывного образования в этой сфере, с учетом перспектив развития библиотечного дела у нас в стране и за рубежом.

В рамках Программы Форума были проведены такие мероприятия, как пленарное заседание, стендовые доклады, презентации образовательных учреждений, V Всероссийская научно-практическая интернет-конференция «Интеграция культуры и науки как механизм эффективного развития современного общества», конкурс учебно-методических разработок, круглый стол, демонстрационная площадка, панельная дискуссия, экскурсии гостей в библиотеки, театры г. Омска.

В первый день Форума прошло Пленарное заседание «Подготовка библиотечных специалистов среднего звена: традиции и перспективы»

С приветственным словом выступила директор БПОУ «ОмКБИТ» З.Н. Берковская.

На пленарном заседании принял участие М.А. Сиверин, начальник отдела культурно-досуговой деятельности и библиотек Министерства культуры Омской области, в докладе которого говорилось о текущем состоянии и перспективах развития библиотечной сферы Омской области.

Е.В. Панкова, к.п.н., директор Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Санкт-Петербургский техникум библиотечных и информационных технологий», рассмотрела состояние среднего профессионального библиотечного образования в России на современном этапе.

А.Б. Лидогостер, к.п.н., заместитель директора по учебной работе Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Московской области «Московский губернский колледж искусств» – ГАПОУ МО «МГКИ», в своем выступлении «Подготовка библиотечных специалистов» затронул проблемы, связанные с разработкой нового Федерального государственного образовательного стандарта в условиях отсутствия профессионального стандарта, подчеркнул необходимость активизировать их введение в действие, а также – предложил отказаться в новом ФГОС от уровней (базового и углубленного) при подготовке библиотекарей, деление на которые было актуально до введения бакалавриата в высшей школе, и сохранить квалификацию «Библиотекарь, специалист по информационным ресурсам», уменьшив сроки обучения по данной специальности на один год.

Опыт реализации дополнительного образования по направлению «Библиотековедение» для регионального рынка труда представила методист бюджетного профессионального образовательного учреждения Омской области «Омский колледж библиотечно-информационных технологий» Н.Б. Шемелева в своем выступлении «Реализация программ дополнительного образования в БПОУ «ОмКБИТ».

В пленарной части выступила В.А. Папазян, преподаватель, методист дневного отделения, Санкт-Петербургского Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Санкт-Петербургский техникум библиотечных и информационных технологий») с докладом «Библиотекарь – профессия будущего?»

Своим опытом применения дистанционных технологий поделились О.В. Коршунова, заместитель директора организации по учебно-воспитательной работе, И.С. Савченко, преподаватель, зав. профориентационным центром, С.В. Серебрякова, заведующая библиотекой Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения ГБПОУ Иркутский областной колледж культуры в докладе «Организация дистанционного обучения библиотекарей в условиях ГБПОУ Иркутский областной колледж культуры»

А.А. Воронина, заместитель директора по учебной работе, преподаватель библиотечно-информационных дисциплин, Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Астраханской области (ГБПОУ АО) «Астраханский колледж культуры и искусств», представила доклад о «Системе подготовки библиотечных кадров в Астраханской области».

В своем выступлении «О повышении квалификации преподавателей библиотечных дисциплин: традициях и современных реалиях» рассказала И.Н.Марченко, модератор пленарного заседания, преподаватель, председатель цикловой-методической комиссии по специальности «Библиотековедение» бюджетного образовательного учреждения Омской области «Омский колледж библиотечно-информационных технологий».

В рамках пленарного заседания И.Н. Марченко представила также обзор стендовых докладов, присланных на Форум:

  1. «Формирование у студентов представлений о современной концепции библиотеки посредством изучения регионального опыта» (И.О. Шуминова, преподаватель библиотечных дисциплин, ГБПОУ АО «Астраханский колледж культуры и искусств»).
  2. «Организация воспитательного процесса на отделении «Библиотековедение» Ставропольского краевого колледжа искусств» (Е.В. Кулешова, куратор отделения «Библиотековедение», «Ставропольский краевой колледж искусств», СККИ).
  3. «Практика как составная часть профессиональной подготовки специалистов библиотечного дела» (О.Г. Павлюц, преподаватель, учреждение образования «Могилёвский государственный колледж искусств»).
  4. «Дифференцированный и индивидуальный подход как необходимое условие обучения студентов основам исследовательской деятельности» (М.Г. Рассадина, к.п.н., преподаватель библиотечных дисциплин, председатель комиссии библиотечных дисциплин ГБПОУ ВО «Владимирский областной колледж культуры и искусства»).
  5. «Доступная образовательная среда: опыт создания, проблемы и перспективы» (М.О. Алпатова, председатель ПЦК «Библиотековедение» ГБПОУ СК СККИ Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ставропольского края «Ставропольский краевой колледж искусств»).

Второй день Форума включал несколько интересных мероприятий: в первой половине дня – круглый стол «Библиотеки и образовательные учреждения: варианты взаимодействий» и во второй половине дня – панельная дискуссия «Реализация ФГОС специальности «Библиотековедение»: проблемы – решения – перспективы».

В заседании круглого стола приняли участие более 30 человек, были представлены следующие учреждения:

1. Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Астраханской области «Астраханский колледж культуры и искусств» (г. Астрахань).

2. Государственное профессиональное образовательное бюджетное учреждение Амурской области «Амурский колледж искусств и культуры» (г. Благовещенск, заочно).

3. Бюджетное учреждение культуры Омской области «Омская государственная областная научная библиотека имени А. С. Пушкина» (г. Омск).

4. Отдел библиотечного обслуживания бюджетного учреждения Любинского муниципального района «Центр культуры и искусства Любинского муниципального района» (Омская область).

5. Бюджетное учреждение культуры Омской области «Областная библиотека для детей и юношества» (г. Омск).

6. Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Тарская централизованная библиотечная система» (Омская область).

7. Бюджетное учреждение культуры города Омска «Омские муниципальные библиотеки» (г. Омск).

8. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского» (г. Омск).

9. Муниципальное учреждение культуры «Таврическая центральная межпоселенческая библиотека имени К.А. Рябинина» (Омская область).

10. Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Губернаторский колледж социально-культурных технологий и инноваций» (г. Томск).

Ведущая круглого стола, заведующий практикой, преподаватель профессионального цикла бюджетного образовательного учреждения Омской области «Омский колледж библиотечно-информационных технологий», А.А. Шумакова, задала проблемный характер дискуссии, обозначив круг актуальных вопросов для обсуждения с приглашенными представителями работодателей, руководителями, специалистами библиотек Омского региона. Вопросы для обсуждения были следующие:

  • профессиональная ориентация будущих библиотекарей – общая забота;
  • профессиональная адаптация молодых специалистов библиотеке: проблемы, решения;
  • профессиональные компетенции библиотечного специалиста с точки зрения работодателя;
  • варианты профессионального развития современного специалиста;
  • грани соприкосновения теории и практики (социальное партнерство, волонтерство, т.д.)

В рамках круглого стола состоялся диалог, обмен мнениями по вопросам, проблемам и путях совершенствования практической подготовки будущих специалистов, озвучены запросы работодателей к содержанию подготовки специалистов библиотечного профиля. Собравшиеся отметили, что в условиях тенденций развития деятельности библиотек в сторону культурно-досуговых центров, есть необходимость формирования у библиотекарей компетенций на стыке с другими профессиями, сегодня нужен специалист, обладающий дополнительными компетенциями, психолого-педагогическими, компетенциями в области театральной, артистической и сценарной деятельности.

На круглом столе были заслушаны такие выступления:

  • «Межрегиональная школа молодых библиотекарей: впечатления участника» (А.А. Струнова, библиотекарь БУК «Областная библиотека для детей и юношества»).
  • «Какие специалисты нужны современной библиотеке?» (Т.Г. Сверчкова, заместитель директора муниципального БУК «Тарская централизованная библиотечная система»).
  • «Профессиональное общение на сайте Омской областной библиотеки для детей и юношества» (З.П. Гурьян, заведующая организационно-методическим отделом БУК города Омска «Областная библиотека для детей и юношества»).
  • Опыт работы волонтерского отряда «Улыбка» кафедры библиотечно-информационных технологий ФГБОУ «ОмГУ им. Ф.М. Достоевского» (Е.В. Енгалычева, преподаватель ФГБОУ «ОмГУ им. Ф.М. Достоевского»).

Наибольший интерес вызвала панельная дискуссия в on-line режиме, свой опыт и видение дальнейшего развития библиотечного образования представили эксперты и спикеры из Москвы, Санкт-Петербурга, Астрахани, Белгорода, Нижнего Новгорода, Иркутска, Канска, Челябинска, Омска, всего 28 выступающих.

Панельная дискуссия «Реализация ФГОС специальности «Библиотековедение»: проблемы – решения – перспективы» была посвящена обсуждению целого ряда актуальных вопросов, волнующих все педагогическое сообщество, спикеры и эксперты в своих выступлениях, докладах обратились к практике реализации  образовательных программ специальности «Библиотековедение» в соответствии с действующим  Федеральным государственным образовательным стандартом, соблюдения условий реализации ФГОС, в части учебного планирования, библиотечно-информационного, методического, кадрового обеспечения. Участники панельной дискуссии Форума рассмотрели вопросы организации обучения и воспитания студентов, использования инновационных технологий обучения, рассмотрели тенденции развития среднего профессионального и библиотечного образования, обсудили подготовку нового ФГОС СПО, говорили о необходимости ускорить разработку ФГОС и ПС.

Модератором панельной дискуссии выступила заместитель директора по учебно-воспитательной работе бюджетного образовательного учреждения Омской области «Омский колледж библиотечно-информационных технологий» Н.М. Андросова.

В рамках панельной дискуссии были заслушаны следующие выступления и доклады:

  • «Опыт реализации ФГОС по специальности 51.02.03 «Библиотековедение» в «Санкт-Петербургском техникуме библиотечных и информационных технологий» (Е.В. Панкова, СПб ГПБОУ СПбТБиИТ).
  • «Реализация современного подхода к подготовке специалистов библиотечно-информационного направления по заочной форме обучения» (Е.А. Макушина, Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Московский губернский колледж искусств»).
  • «Опыт реализации ФГОС по специальности 51.02.03 Библиотековедение» (Н.Р. Сафина, зав. отделением библиотековедения, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный институт искусств имени П.И. Чайковского», Колледж культуры, Отделение библиотековедения, Челябинск).
  • «Учебно-методическое обеспечение специальности 51.02.03 «Библиотековедение» (И.Г. Фоменко, преподаватель кафедры библиотечно-информационной деятельности, ГБОУ ВО «Белгородский государственный институт искусств и культуры»).
  • «Обеспечение образовательного процесса учебной литературой в БПОУ «ОмКБИТ»: из опыта использования электронных учебников (С.Г. Михайлова, заведующая библиотекой бюджетного образовательного учреждения Омской области «Омский колледж библиотечно-информационных технологий»).
  • «Опыт реализации ФГОС СПО 51.02.03 Библиотековедение в Астраханском колледже культуры и искусств» (А.А. Воронина, Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Астраханской области «Астраханский колледж культуры и искусств»).
  • «Развитие кадрового потенциала – важная управленческая задача при реализации программ подготовки специалистов среднего звена в колледже» (Т.Д. Тимошенко, зав. научно-методическим отделом бюджетного образовательного учреждения Омской области «Омский колледж библиотечно-информационных технологий»).
  • «Повышение квалификации библиотекарей в современных условиях (И.А. Козина, ГБПОУ «Нижегородский областной колледж культуры»).
  • «Производственная практика студентов-библиотекарей и организация ее защиты» (Г.С. Дрожжина, И.В. Савченко, ГБПОУ Иркутский областной колледж культуры).
  • «Социальное партнерство в подготовке будущих специалистов: тенденция и практика» (А.А. Шумакова, зав. практикой бюджетного образовательного учреждения Омской области «Омский колледж библиотечно-информационных технологий»).
  • «Разработка ППССЗ (из опыта работы): конкурс как средство обновления основных образовательных программ» (О.В. Сидоренко, методист бюджетного образовательного учреждения Омской области «Омский колледж библиотечно-информационных технологий»).
  • «Подготовка и проведение государственного экзамена по междисциплинарным курсам «Информационное обеспечение профессиональной деятельности» и «Информационные технологии» ФГОС СПО специальности 51.02.03 Библиотековедение (углубленный уровень)» (С.Ю. Марченко, А.А. Сериков, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный институт искусств имени П.И. Чайковского», Колледж культуры, Отделение библиотековедения).
  • «Проблема методического сопровождения государственной итоговой аттестации по специальности «Библиотековедение» (И.Н. Марченко, преподаватель бюджетного образовательного учреждения Омской области «Омский колледж библиотечно-информационных технологий»).
  • «Учет сформированности общих компетенций в процессе мониторинга» (Н.М. Андросова, бюджетное образовательное учреждение Омской области «Омский колледж библиотечно-информационных технологий»).

В третий день были подведены итоги выставки – конкурса методических разработок «Методическое обеспечение преподавания в профессиональных образовательных учреждениях библиотечной отрасли», в котором приняли участие 15 образовательных организаций (Астрахань, Белгород, Благовещенск, Владимир, Иркутск, Канск, Кызыл, Минусинск, Новосибирск, Уфа, Ярославль, Обоянь, Донецк, Могилев, Омск), определены победители в различных номинациях. Все участники получили сертификаты, а победители конкурса – Дипломы. Конкурс способствовал обобщению опыта по учебно-методическому сопровождению образовательного процесса специальности «Библиотековедение».

Организаторами Форума были озвучены также итоги V Всероссийской научно-практической интернет-конференции «Интеграция культуры и науки как механизм эффективного развития современного общества».

В конференции приняли участие более 140 человек, это преподаватели и студенты, руководители и специалисты образовательных организаций, директора, заместители, заведующие отделениями, мастера производственного обучения, методисты профессиональных образовательных учреждений (СПО и ВУЗов) Омска и Омской области, Санкт-Петербурга, Ярославля, Благовещенска, Иркутска, Ульяновска, Уфы, Белгорода, Томска, Канска, Тюмени и стран ближнего зарубежья, Республик Беларусь, Казахстана, образовательных учреждений Донецкой и Луганской областей и представители работодателей, руководители и сотрудники библиотек Омска и Омской области.

Целью НПК были организация научного общения педагогических работников, студентов профессиональных учебных заведений, специалистов сферы культуры, популяризация новых идей в сфере подготовки конкурентоспособных специалистов.

Участники научно-практической конференции представили статьи по различным направлениям деятельности:

  • инновации в системе подготовки библиотечных кадров;
  • менеджмент качества и маркетинг учреждений образования и культуры;
  • библиотека в меняющемся мире;
  • информационные технологии в профессиональной деятельности современного специалиста;
  • русская и зарубежная литература в контексте мировой культуры;
  • история и культура России: проблемы и тенденции развития;
  • психолого-педагогические аспекты культурной и образовательной среды.

Большой раздел материалов конференции был посвящен проблемам подготовки специалистов для библиотечной отрасли, реализации Федерального государственного образовательного стандарта по специальности «Библиотековедение» и перспектив развития среднего профессионального образования по данному направлению. Тематика самая разнообразная: «Подготовка библиотечных специалистов среднего звена: традиции и перспективы», «Инновации в системе подготовки библиотекарей», «Новые функции социальных сетей, как механизм вовлечения юного читателя в деятельность библиотеки», «Инновационная деятельность библиотек в работе с молодежью», «Современная модельная библиотека как новый субъект обслуживания пользователей», «Он-лайн среда детской библиотеки», «Имидж библиотекаря в кинематографе», «Деятельность библиотек по формированию гендерной толерантности среди подростков», «Условия формирования информационной культуры личности в библиотеке» и другие.

Все участники НПК получили сертификаты, а десять студентов и одна школьница стали Лауреатами научно-практической конференции.

В третий день мероприятия был представлен обзор презентаций профессиональных образовательных учреждений Российской Федерации и ближнего зарубежья «Профессиональные образовательные учреждения библиотечной направленности», присланных на Форум (С.Г. Михайлова, бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области «Омский колледж библиотечно-информационных технологий»).

Омский колледж библиотечно-информационных технологий представил также опыт работы социально-культурного центра по формированию общих компетенций, воспитательной работе, проектной деятельности. Выступили студенты литературного театра колледжа.

Отзывы участников мероприятия об организации Форума только положительные, все отметили своевременность и актуальность круга обсуждаемых вопросов и проблем в области подготовки библиотечных специалистов.

По результатам трех дней работы Форума была подготовлена Резолюция.

 

Скачать положение

 Резолюция

Итоги V Всероссийской научно-практической Интернет - конференции

Сборник тезисов и докладов V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (студенты)

Сборник тезисов и докладов V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (преподаватели, работники учреждения культуры и образовательных организаций)

Итоги конкурса методических разработок